Серия представляет собой, по сути, увраж - альбом с отдельными листами, снабженными пояснительными текстами. Такие коллекционные издания появляются в Европе еще в эпоху Ренессанса, с широким распространением печатной графики, но особое звучание и популярность они приобретают в XVIII- XIX веках. Несмотря на использование современных технологий, эта графика воспринимается, как традиционный офорт или альбуминовые фотографии-сепии XIX века.
Известен феномен, связанный с недомоганием от воздействия красоты классического искусства, который особенно остро наблюдается в Италии. «Синдрому Стендаля» был посвящен особый проект Нади Кузнецовой, выступившей в качестве куратора в феврале 2016 года в галерее «Маяк». Не является ли эта графика «истинным противоядием»? Ведь реальность, пойманная объективом камеры и отпечатанная на сетчатке глаза художника, многократно преломляется при возвращении домой, в Петербург, в котором, впрочем, слишком много итальянских следов. Уже в мастерской происходит долгая и кропотливая работа по превращению снимка в графический лист, а затем и над различными состояниями отпечатка, что напоминает стадии работы над офортом.
Подстрочник к серии «Итальянская пыль» проявляется тихо и внезапно, как традиционная фотография. Он возникает из знакомых текстов Павла Муратова и Джона Рёскина, Осипа Мандельштама и Иосифа Бродского, Тициано Скарпы и Аркадия Ипполитова, из ткани мелодий Перголези, Гайдна и Баха. Здесь глаз слушает, рука чувствует, сердце размышляет, душа - живёт.
Елизавета Шевелёва