Исторический смысл праздника отличается от современной его интерпретации.
Впервые женщины заявили об ущемлении своих прав 8 марта 1857 года в Нью-Йорке на манифестации работниц швейных и обувных фабрик. Они требовали уменьшения продолжительности трудового дня с 16-ти до 10-часов в сутки и повышения оплаты труда, значительно уступавшей мужской зарплате.
Подробнее..
В дореволюционной России недовольство женщин также активно росло. И, если женщин из высших слоев беспокоила исключительно дискриминация в правах: отсутствие возможности на избирательное право, на участие в политической жизни страны и на получение желаемого образования, то женская доля пролетариата была более незавидной. В то время не существовало понятия социальной защиты материнства и детства. В лучшем случае при фабриках и мануфактурах устраивались детские комнаты, где мать могла оставить своего ребенка на время рабочего дня. Зачастую на заводах и фабриках в сложных условиях труда практически наравне со взрослыми работали дети. При некоторых предприятиях были построены школы или ремесленные училища для детей рабочих, но ни о какой доступной системе образования не было и речи.
Таким образом, в России в конце XIX – начале XX века женская часть общества разделилась на две группы: буржуазные феминистки и женщины пролетариата. «…Если феминистки, как известно, борются за распространение и на женщин буржуазных классов привилегий, выпадавших до сих пор лишь на долю мужчин, то работницы преследуют лишь общеклассовую пролетарскую цель…» – писала А.М. Колонтай во время проведения Первой Международной конференции социалисток в Штутгарте в 1907 году. Тогда Конференция показала, что «женское пролетарское движение является неразрывной частью общего движения рабочего класса». Работницы пролетариата «шли» не против мужчин, а с ними вместе как товарищи в борьбе за лучшее будущее. И к 1910 году женское социалистическое движение «окрепло». На Второй Международной женской конференции социалисток в Копенгагене (1910 год) в порядке дня, кроме объединения социалисток разных стран, стояли ещё два существенных пункта: 1)пути и средства для практического завоевания всеобщего избирательного права для женщин и 2) обеспечение и охрана материнства и детства. Кроме того, на конференции наша соотечественница Клара Цеткин внесла предложение об установлении 8 марта ежегодного праздника – Всемирного женского дня.
В России Международный женский день впервые праздновали в Петербурге в 1913 году. Но официально праздник был признан ООН только в 1976 году.
Для правильного понимания исторической концепции Международного женского дня важны те положительные изменения в отношении женщин, которые были обозначены социалистками и позже притворённые в жизнь.
Сложно представить современное общество без социальной защиты материнства и детства. Женщины имеют равные права с мужчинами на образование, социальную и политическую реализацию.
Удивительная особенность праздника Международный женский день в том, что его значение со временем трансформировалось. Мужчины подсознательно стали тяготеть к аспектам исконным – преклоняться перед качествами, присущими именно прекрасной половине человечества. 8 марта – современная традиция восхищения женщиной. В веках поэты воспевали её красоту, рыцари защищали честь, девушки и женщины играли главную роль во многих славянских обрядах и празднествах...
И, независимо от того, какой смысл каждый из нас вкладывает в этот праздник, пусть день 8 марта привносит в жизнь каждой женщины радость, гармонию и любовь! А уважение со стороны мужчин вместе с праздником не уходит...